Найти в Дзене
ПсиПроф

Клинический случай №3. Продромальные симптомы.

Представлено описание подростковой депрессии с аттенуированными психотическими симптомами. Обращает на себя внимание, что эти симптомы не являлись причиной жалоб пациента, напротив, он тщательно скрывал их, опасаясь вызвать насмешки, непонимание окружающих и подозрение в наличии «страшного» психиатрического диагноза.

Тем не менее, необходимо понимать, что появление этих симптомов является поводом обратить внимание на свое здоровье и проконсультироваться у врача, который сможет предложить методы укрепления здоровья и предупредить дальнейшее развитие болезни.

Пациент К., 17 лет.

Наследственность не отягощена.

Беременность, роды у матери протекали без особенностей. В первый год жизни был беспокойным, плохо спал, медленно набирал в весе. С 3 лет посещал детский сад, к новой обстановке адаптировался не сразу, первые несколько месяцев плакал, просил мать оставить его дома, тяготился разлукой с ней. В компании других детей держался в стороне, неохотно принимал участие в шумных играх, не любил детские утренники с необходимостью выступать на публике, тяжело переносил внимание к себе со стороны окружающих.

Нравились тихие игры в одиночестве или в компании одного сверстника, с которым установились дружеские отношения. Любил придумывать необычные, сложные сюжеты для игр. Погружался в мир своих фантазий, представлял себя изобретателем, «строил» в голове абстрактные образы каких-то будущих открытий.

Были детские страхи, боялся темноты, не любил оставаться дома один. В пустой комнате возникало ощущение чьего-то присутствия, как будто кто-то стоит за спиной. Однократно на фоне высокой температуры при простуде на короткое время увидел, что пол «искрится», испугался этого видения, зажмурился от страха.

В 6 лет был зачислен в общеобразовательную школу. Адаптировался тяжело, не мог найти общего языка со сверстниками. Успеваемость была средней, зависела от личности преподавателя и от интереса к предмету, учился преимущественно на оценки «хорошо», легко давалась математика, однако, с трудом заучивал стихотворения, в последующем испытывал трудности в написании сочинений.

В 13 лет сменил школу. Сразу сложились конфликтные отношения с одним из преподавателей, считал, что тот пристрастно оценивает знания и намеренно занижает оценки. За помощью к родителям не обращался, пытался самостоятельно исправить ситуацию.

На этом фоне появилось недовольство своими умственными способностями, актуализировались имевшиеся в детстве переживания, что он «не такой, как все», отличается от других детей, снизилось настроение, считал себя неудачником. Через несколько месяцев настроение выровнялось, ситуация в школе несколько стабилизировалась, сгладились конфликтные отношения с учителем, подружился с одноклассником, начал общаться с ним по интересам.

После окончания школы поступил в технический ВУЗ, в сентябре приступил к обучению. Первое время с удовольствием ходил на занятия, нравилась система образования, дополнительно много занимался. В группе сложились доброжелательные отношения, нравилось находиться в кругу единомышленников, был доволен тем, что появились общие темы для обсуждения. Подружился с некоторыми из сокурсников.

Состояние впервые стало меняться в конце первого семестра. Появились трудности концентрации внимания, которые связывал с большой учебной нагрузкой и необходимостью подготовки к сессии. Стал рассеянным, не мог собраться с мыслями, в целом зная материал, допускал грубые ошибки на зачетах, в результате по несколько раз пересдавал их. К сессии был допущен вовремя, однако некоторые экзамены сдавал не с первого раза, тем не менее, закончил первый семестр.

Отчетливое изменение состояния с февраля, когда приступив к обучению после окончания каникул, отчетливо снизилось настроение с преобладанием тревоги. Опасался, что не сможет учиться в таком престижном институте, не соответствует его высоким требованиям. Считал себя хуже других однокурсников, винил себя в несостоятельности. Появились размышления о бессмысленности жизни, не видел перспектив в будущем. Перестал справляться с учебой, не мог сконцентрироваться на занятиях, не понимал объяснений преподавателей, не справлялся с лабораторными работами. Стал замкнутым, одиноким, прекратил общение с друзьями, отказывался от встреч с ними. Жаловался на апатию, нежелание что-либо делать, начал пропускать занятия в институте.

В таком состоянии обратился за консультацией.

В беседе с врачом раскрылся в своих переживаниях, сообщил, что в последние месяцы стал слышать в речи окружающих намеки в свой адрес, как будто те осуждают его, неодобрительно к нему относятся. Понимает нереальность этого ощущения, подчеркивает, что это ему «только кажется», однако, не в силах справится с этим.

Также сообщает, что в людных местах, в переполненном транспорте или при необходимости стоять в очереди в магазине возникает неприятное, мучительное ощущение, что на него обращают внимание незнакомые люди, смотрят на него, оценивают с неизвестной целью.

При засыпании, «слышит» свой собственный голос в голове, произносящий отдельные слова, мимолетно ощущает, что мысли не подчиняются воле, как будто кто-то другой наводит на него образные представления на тему детских фантазий, когда представлял себя великим изобретателем.

Сообщает, что в последнее время видит яркие красочные сновидения, тематика которых связана с преследованием, настолько реалистичные, что во сне принимает их за действительность.

Критика к состоянию полная, осознает болезненность переживаний, опасается, что эти симптомы могут быть предвестниками более серьезных проблем с психическим здоровьем.

Откровенность пациента и установление доверительных отношений с врачом позволили назначить адекватное комплексное лечение текущего расстройства с профилактикой дальнейшего ухудшения состояния.